Этнографический парк «КУМЖА»: больше, чем туризм
Пять лет назад на заброшенном пустыре в Ростове-на-Дону появился небольшой музей под открытым небом «Кумжа». За несколько лет этнопарк переродился в единую экосистему, которая объединяет традиционную архитектуру донских казаков, современный ресторанный комплекс, конное подворье и множество активностей для посетителей. Журналист Наталья Гребенькова из Ставрополья рассказывает о «Кумже» и ее создателе – потомственном донском казаке Олеге Николаеве.
Проект всей жизни
С Олегом Николаевым мы познакомились в соцсетях несколько лет назад, когда по всей стране и за ее пределами гремела слава национальных казачьих игр – Шермиций. Олег Борисович был сооснователем игр, а я следила за Шермициями в интернете, и однажды обратилась к казакам Терека, Кубани и Дона за комментариями для статьи о традициях коневодства и почти мистической связи казака и коня.
Олег тогда отозвался на запрос семейным преданием о своем прадеде: всю ночь на улице надрывно кричал сыч, который считается у донских казаков предвестником несчастья, а потом стало известно, что в ту же ночь у прадеда в конной атаке погиб конь.
В этнопарке хотелось побывать давно, и вот выдался случай: провести съемки реконструкции. В выборе места даже сомнений не было – только на «Кумжу»! Этнопарк вообще не раз становился площадкой для съемок, и одна из самых эпических по масштабу – сериал «Союз Спасения. Время гнева» Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева.
После этих съемок этнопарку осталось воссозданное декораторами картины подворье декабриста Сергея Муравьева-Апостола. Еще одна экспозиция «Кумжи» – атмосферный шедевр художника-графика, дизайнера Юрия Бессмертного, посвященная Азовскому осадному сидению. Она создана внутри деревянного станичного «храма», но поскольку это строение не является храмом в духовном смысле слова, то здесь и было решено разместить экспозицию. В ее основе литературный памятник 17 века «Поэтическая повесть об Азовском осадном сидении донских казаков», написанный в 1641 г. очевидцем и участником этих событий есаулом Федором Порошиным. Витражи на окнах отсылают к средневековому востоку, графические полотна повествуют о героях Азова.
По соседству с этнопарком расположены два древних городища — Нижне-Гниловское IV-III вв. до нашей эры и Елизаветовское VI-III вв. до н.э., что накладывает свой отпечаток на это место.
Предки Олега Николаева по материнской линии из станицы Ермаковской, по отцу – из богатейшего рыбой хутора Донского, раньше называвшегося Государевым, станиц Новочеркасской и Раздорской. Родился и вырос Олег в Азове. Всё это, наверное, и определило судьбу, которая тридцать лет вела его к этнопарку — проекту всей жизни.
Атмосферная точка притяжения
Мы сидим с Олегом Борисовичем за травяным чаем, хрустим тоненьким, как бумага донским десертом — хворостом, посыпанным сахарной пудрой. Моя бабушка умела делать такой же, и мне по-настоящему хорошо, как в детстве. Олег рассказывает:
— «Союз спасения. Время гнева» — масштабная историческая картина, она потребовала большой массовки. Мы ежедневно кормили три раза в день 800 человек. На время съемок этнопарк был полностью закрыт: сначала мы пускали гостей на съемку, но посторонние попадали в кадр, всё останавливалось, режиссёр нервничал. Решили, что проще избегать таких эксцессов.
Сериал потребовал изменений не только в формате работы этнопарка. Декораторы переделали казачью станицу в украинскую деревню Мотовиловку, где развивалось действие картины. Для этого пришлось убрать некоторые архитектурные элементы – ставни, крылечки, веранды.
Вообще же строения «Кумжи» были созданы в станице Старочеркасской для съемок фильма «Атаман» о Матвее Платове, и оттуда их перевозили потом в Ростов-на-Дону.
С тех пор тут, в старом Кумженском районе и существует островок казачьей старины: маленькие окошки, беленые стены, деревянные полы, камышовые крыши – невозможная, щемящая красота прошлого. Олег помнит такие крыши с детства на Азове, видел он их и в старинном хуторе Донском.
— Бывший Государев хутор был рыбным, промысловым, он стоит на острове. Там до сих пор есть старые дома, крытые камышом. Вообще такая крыша держится долго, по сто и больше лет. Но у нас богатые казаки накрывали кровли железом и черепицей, да еще и иностранной, австрийской какой-нибудь, — вспоминает он.
Вообще «Кумжа» попадает в поле зрения кинематографистов и журналистов довольно часто. В том числе, здесь снималось много кулинарных и развлекательных программ для федеральных каналов.
От Шермиций к «Кумже»
Туристы, желающие познакомиться с казачьей традицией, едут со всей страны, а до ковида был большой поток из-за рубежа. Этнопарк, вмещающий до 1000 человек, профессионально обеспечивает и свадьбы, и большие корпоративные мероприятия. Случаются и вовсе неординарные гости.
Пожалуй, самая странная тусовка, которую видела патриархальная «Кумжа» — корпоратив полсотни айтишников, которые оформили свой банкет в старорусском стиле и привезли с собой Нейромонаха Феофана.
Людей сюда, безусловно, тянет. Так бывает, когда что-то сделано с душой и самоотдачей. Олег Николаев задумал создать этнографический музей по типу «skansen» (под открытым небом) еще в тот период жизни, когда занимался Шермициями. Нагрузка на всех организаторов игр была просто сумасшедшая: поиск спонсоров, решение сложных технических вопросов, организация призового фонда. За ночь под проливным дождем прокладывали дорогу к Анинской крепости в Старочеркасске, за два часа до конных соревнований заново укладывали поле, чтобы подошло под сертификацию. Эта огромная нагрузка стоила нервов и седины.
— Однажды я сел на лавочку и просто отключился. Когда меня разбудили, я даже не мог понять, где нахожусь. Такая была смертельная усталость, — вспоминает Олег Борисович. – Тогда я зарабатывал на жизнь начальником юротделов крупных компаний, холдингов, имел в подчинении десятки людей. Шермиции были для души. И я понял, что нельзя жить от мероприятия к мероприятию, это как быть «наполовину беременным». Нужно посвятить себя этому и создать площадку, чтобы заниматься культурой и традициями казаков двенадцать месяцев в году.
Николаев изучил мировой опыт и написал концепцию этнопарка. В одиночку потянуть такое серьезное дело невозможно, поэтому у Олега появились инвесторы, партнеры-единомышленники – тоже казаки.
— Много вопросов с землей, строительством, содержанием, — говорит он. — Я за все отвечаю, но есть еще совет директоров и люди, которые помогают. Без них ничего бы этого не было. Вместе мы хотим не только сохранить память, а передать ее дальше, рассказывать людям о казачьей культуре. И проект должен самоокупаться. Для этого надо развивать туристическую составляющую, программы по линии казачьего кадетского образования, культуры.
Постепенно к имевшимся 10 гектарам добавили еще 40, создали фермерское хозяйство, где выращивают овощи, разводят рыбу для ресторана в прудах, которые удалось сохранить от бывшего рыбколхоза, начали строить гостиницу и пристань на берегу Дона, чтобы на «Кумжу» можно было добраться по воде. В планах – развлекательная программа для гостей на пляже, рыбный фаст-фуд.
Гармония слаженного оркестра
Чем можно заняться в «Кумже» уже сейчас? Записаться с детьми в Школу казачьих боевых искусств, где научиться выживанию в природе, народным ремеслам, воинским песням и танцам, традиционным играм. Приезжать на праздники, которые проводят по специальному календарю. Освоить традиционное казачье оружие: научиться обращаться с шашкой, казачьими пиками, арапником, нагайкой, освоить стрельбу из традиционного лука. На мини-ферме познакомиться с домашними животными. И, конечно, покататься на лошадях или брать уроки верховой езды у настоящих профессионалов: среди тренеров этнопарка работает семья мастера спорта по конкуру и троеборью, неоднократного чемпиона и призера чемпионатов СССР Владимира Сороки. Он – управляющий конюшней и старший тренер. Воспитанники конного клуба – победители состязаний разных уровней, а ипподром – место проведения соревнований по джигитовке, показательных выступлений и конных шоу.
В коллективе «Кумжи» каждый человек «штучный».
Наличие профессионального опыта и профильного образования не гарантирует, что сотрудник «зазвучит» гармоничной нотой в оркестре «Кумжи». Здесь не приветствуют наносного, «модных» веяний типа неоязычества, исторической недостоверности, домыслов.
Один из таких уникальных сотрудников — Петр Юдин, специалист по казачьему боевому искусству, ремеслам, исконным играм и забавам. В его биографии — Государственный академический ансамбль песни и пляски Донских казаков имени А.Н. Квасова, что само по себе уже не мало. Но главное, что сам он – здешний, со станицы Мечетинской Черкасского округа, знает, как плетень сложить, крышу перекрыть, прекрасно играет казачьи песни.
— Люди – самый большой дефицит и основной ресурс, — убежден Николаев. — Кого-то я приводил, кто-то сам нас нашел. Но сотрудников поменялось много за пять лет — тема у нас специфическая, сложная.
Топоним, символ и еда
Конечно, в таком месте нельзя не познакомиться с казачьей кухней Дона. Меню ресторана «Кумжи» авторское, оно переосмысливает традиционные донские блюда с точки зрения современной гастрономии. В основе кухни, конечно же, рыба.
Кормят здесь так вкусно, что ростовчане часто заезжают просто пообедать в будние дни. Визитная карточка ресторана – ароматная уха из трех видов рыбы, и подается она с донским вареным раком. Кумженскую уху в походном варианте иногда щедро варят и на праздники — в огромном казане на 1900 литров!
— Меню мы создавали три года, отбирали самые любимые рецепты, — говорит Олег Борисович. — Есть лапша – традиционное и обрядовое блюдо для казаков, у нас она подается из перепелки. Борщ казаки тоже очень любили, мы варим его из хорошей говядины, подаем с салом, жженым чесноком, перцем. В жару, естественно, окрошка.
Олег Борисович рекомендует обязательно попробовать донские икряники, теплый салат с сомом, сулу в сливочном соусе (сула – местное название судака).
Рыба – символ Дона и этнопарка. Виды промысловой рыбы Нижнего Дона с местными названиями изображены на бумажной подложке под тарелку, чтобы гость, ожидая блюдо, познакомился с речной живностью на говоре казаков.
Да и само название этнопарка – «Кумжа» — вообще-то тоже вид рыбы. Это слово лежит в основе нескольких местных топонимов: хутора Кумженского, Кумженской косы, одноименных рощи и улицы.
Когда-то кумжа заходила в Таганрогский залив и ее ловили на Нижнем Дону. Сейчас ее здесь больше нет.
— Мы решили изобразить рыбу на логотипе как символ христианства и Нижнего Дона. Наш друг, казак, художник Максим Ильинов нарисовал именно рыбу-кумжу, — объясняет Олег Николаев.
Не подвести эту землю
В чем же секрет успеха этнопарка? Важны грамотные инвестиции, экономика, кадровая политика, учет трендов туридустрии. Но очень многое зависит от личности.
Олег вступил в Союз казаков области войска Донского в 1991 году, и вышел из него через год. Больше он в казачьих организациях не участвовал. Поступил в университет, потом ушел в армию, а когда вернулся – в стране началась другая жизнь. Работал по специальности юристом и наблюдал за развитием казачества со стороны. В начале 90-х познакомился с лидерами зарубежных казачьих организаций, которые живо интересовались Россией и приезжали проведать землю предков.
Так, судьба свела с Николаем Васильевичем Федоровым, атаманом войска Донского за рубежом, ученым-гидравликом с мировой известностью. Уроженец хутора Рогожкина, атаман посетил родной хутор в 1998 году, в возрасте 97 лет и впервые после Гражданской войны.
Николаев был заместителем директора некоммерческого фонда «Казачье зарубежье», который возглавлял известный исследователь Константин Николаевич Хохульников. Фонд занимался возвращением наследия казачьей эмиграции в Россию, обширной издательской деятельностью. Впервые в России были опубликованы стихотворения казачьих поэтов эмиграции: Туроверова, Полякова, Келина. Тогда же из Америки в фонд был прислан целый морской контейнер с документами архива Терского казачьего войска за рубежом. Олег Борисович принимал участие и в создании историко-культурного центра «Казачий Дон» под станицей Старочеркасской.
— Сейчас я понимаю, что делаю: нельзя уронить планку, которая была высоко поднята, превратить этнопарк в продажу какого-то «лубка» туристам, — говорит Олег. – Мы должны сохранить и показать подлинную красоту казачьей народной культуры, приобщить к ней детей, взрослых. И не подвести эту землю, людей, которые здесь работают. Господь помогает, с Его помощью всё возможно.